За пышным и поражающим своим великолепием Оперным театром можно найти тихий и задумчивый сквер.
Здесь в центре есть красивый фонтан, от которого диагоналями расходятся аллеи, и от этого места веет теплом и уютом. Называется сквер на французский манер: Пале-Рояль, и конечно, у него есть своя интересная история.
Гостиный двор как королевский дворец
В начале XIX века здесь, за Городским театром, была военная площадь для строевой подготовки - так называемый плац-парад. В обычные дни тут муштровали солдат, а на Пасху происходили городские гуляния. Потом плац-парад перенесли на Соборную площадь, а возле театра решили построить торговые ряды для элитарной торговли и светских развлечений. Гостиный двор или “красные лавки”, как говорили тогда. Место, где состоятельные одесситы могли бы гулять или совершать покупки, избегая шума городских базаров; так сказать, чинно-благородно и не замурзавшись. Одесский Гостиный двор получил название Пале-Рояль (по-французски: королевский дворец) - в подражание знаменитому дворцу в Париже.
Кстати, французский Пале-Рояль строился для кардинала Ришелье, чьим внучатым племянником является одесский Дюк де Ришелье. Все-таки, не зря Одессу называли маленьким Парижем.
Длинное П-образное здание торговых рядов, тянувшееся вдоль улиц Ланжероновской, Екатерининской и Биржевой (переулок Чайковского) построено к 1842 году по проекту архитектора Торричелли. Все лавки были обращены витринами во внутренний двор; площадь у магазинов была вымощена камнем, во дворе поставили удобные скамейки. Сад с аккуратными аллеями и фонтан в центре двора Пале-Рояля появился в 1847 году; по слухам, фонтан с бронзовой девушкой на вершине скалы придумывала сама Елизавета Воронцова, жена одесского генерал-губернатора и муза Пушкина. Обнимающаяся скульптурная парочка Амура и Психеи появилась немного позднее.
Полсостояния за мороженое!
Среди первых владельцев магазинов были известнейшие в городе торговцы и рестораторы: Цезарь Отон, которого запечатлел Пушкин в “Евгении Онегине”, Вильям Вагнер, парижский портной Лангле; в Пале-Рояле был модный салон Марии Страц, книжные лавки, магазины шелков и хрусталя. Посещение Пале-Рояля быстро стало обязательным светским ритуалом; в его уютных кофейнях собиралось самое изысканное общество города. Под деревьями расставляли столы, за которыми пили чай и ели мороженое, два раза в неделю играла музыка.
В заведении Жана Каруты подавали кофе, лимонад и горячий шоколад. Самой известной в городе была кондитерская австрийца Адольфа Замбрини с превосходным мороженым, которая просуществовала здесь много десятилетий. За долгую историю среди ее посетителей были Паустовский, Бабель и Утесов, здесь отмечал день рождения Константин Станиславский в компании друзей - актеров МХАТа.
Приезжавший в Одессу Антон Чехов жаловася, что проел на мороженом у Замбрини половину состояния. Появлялся здесь Антон Палыч с молодой “примой” Малого театра Глашенькой Пановой. Еще в Пале-Рояле была фешенебельная лавка ювелира Карла Меля. Он вошел в историю тем, что набор бриллиантов на большую сумму выманила у него королева воровского мира, Сонька Золотая Ручка, она же София Блювштейн.
В конце XIX века эпоха небольших гостиных дворов прошла, Пале-Рояль стал терять свою былую славу центра “шикарной торговли”, передав его Пассажу на Дерибасовской.
Непосредственно к Оперному театру примыкает дом, известный как дом Навроцкого, издателя знаменитой газеты “Одесский листок”. Здесь, в редакции, окна которой выходили в сквер Пале-Рояля, читали свои произведения писатель Иван Бунин и Александр Де-Рибас, потомок основателя города, журналист и краевед. Позднее, при советской власти в доме обосновалась редакция газеты “Станок”, в которой работали Паустовский, Катаев, Бабель и Олеша. Кстати, в те времена Пале-Рояль называли сквером Чальза Дарвина, о чем уже мало кто и вспомнит.
Сейчас это просто тихий одесский сквер, небольшой оазис для отдыха в самом эпицентре городских достопримечательностей